Добавить В Избранное .:. Сделать GoRoD-CHeRN.NARoD.RU Стартовой 
Меню
Главная
Новости
История
ФотоАльбом
ССЫЛКИ
Гостевая

Погода


ЧЕРНУШКА! Родиной ты стала
Для многих, кто в расцвете лет,
Поколебавшися немало,
Пришел к тебе. И ты в ответ
Навстречу душу распахнула
Богатой нивой и теплом...

ОСВОЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

    В 2003 году Чернушке исполнилось всего 144 года. Освоение же русскими этих земель, принадлежащих прежде башкирскому племени Танып, началось более двух веков тому назад.
    ...В августе 1761 года угодья по реке Танып и ее притокам башкир Алметь Атналин отдал в оброк на десять лет графу Воронцову, который должен был ежегодно платить ему по договору 330 рублей. Но этот договор они почему-то расторгли. И лишь спустя 30 лет, 15 февраля 1791 года, успешную сделку с башкирами совершил надворный советник Елисей Чадин. Он купил земли - «от ключа, называемого Арлюган, кой впадал в реку Танып, потом в верх реки Таныпа по левую сторону до самого устья речки Сыреса... и до кайпанской межи» - за 750 рублей. В купчей оговаривалось: «Кто в ту нашу проданную землю станет вступаться, то должны мы, башкирцы и наследники наши, его, Чадина, и наследников его от тех отступников очищать и не до какого убытку не доводить...»
    На берегу Таныпа возникла деревня Панова. Через год Чадин, занявшись постройкой винокуренного завода, выселил крестьян из деревни. Те в четырех верстах от насиженного места, по реке Ямашке, основали новое поселение.
    В построенном винокуренном заводе, названном Николаевским, из года в год увеличивалось население, и винокуры, работники полей, растившие и убиравшие картофель, ячмень, рожь, заикнулись о церкви. Чадин в начале нового века получил разрешение у епископа Иустина на возведение храма. Фундамент под церковь в Николаевке заложили в 1804 году. Дальше, однако, дело не пошло.
    В последующие годы земли по рекам Танып, Стреж, Тауш осваивают переселенцы из Чердынского уезда. В 1830-е годы появились починки: Юговский, Тауш, Белянка, Стреж, Осиновая Гора, Атняшка, Верхняя и Нижняя Киги, Таныпские Ключи.
    В Тауше нашли прибежище и беглые крестьяне из Осинского уезда, из владений Строгановых и Демидовых. В 1840 году в Тауше построили церковь в честь Святой Троицы. Новому владельцу Николаевского винокуренного завода Федору Суворову, купившему имение у Чадина, захотелось достроить храм, кладка стен которого давно прекратилась. Но Федор Дмитриевич, как и прежний хозяин, осилить стройку не смог. По настоянию верующих, он сумел открыть только молельный дом. Его же самого, умершего в 1848 году, похоронили у недостроенной церкви. Спустя три года имение купил у вдовы Суворова статский советник Павел Дмитриевич Дягилев (будущий дед Сергея Дягилева, известного театрального деятеля, организатора объединения «Мир искусства», выставок русских художников, русских концертов за рубежом). Священник, показывая П.Д. Дягилеву владения, сказал, кивнув на недостроенную церковь: - Воззрите на камни сии, целое полустолетие вопиющие к Богу о ниспослании щедрой руки благодетеля, чтобы на них воссиял Крест Христов!
    Слова священника тронули душу Павла Дягилева. С согласия Неофита, архиепископа Пермского, он достроил церковь, ставшую кладбищенской.
    В Николаевском заводе заложили фундамент под второй храм. Павел Дмитриевич надумал возвести в приобретенном имении церковь Святителя и Чудотворца Николая. Храм строили семь лет. Павел Дягилев, служивший в столичном департаменте, расстарался. Иконостас и церковную мебель изготовили в петербургской мастерской А.И. Тура. Пол выложили из натурального камня. Иконы для храма Павел Дмитриевич подобрал сам. Это были копии известных святынь православия: Святитель и Богоматерь из Киево-Печерской Лавры, Боголюбская икона Божьей матери и Святителя Стефана Великоггермского - из московского храма Спаса-на-Бору, икона Иоанна Предтечи - из Новгорода... Копии икон выполнили лучшие иконописцы Петербурга. Икону Успения Божьей матери доставили из Гефсиманского храма, что близ Иерусалима, Храмовая икона Святителя Николая с ковчегом, в котором находилась земля с его гробницы, была привезена из церкви Николая Мирликийского итальянского города Бари.
    На открытие и освящение храма Святителя и Чудотворца Николая 14 августа I860 года прибыл архиепископ Пермский Неофит. С ближних и дальних починков съехались многочисленные крестьяне с детьми. Храм предстал перед взорами собравшихся во всем великолепии. Бесстолпная, крестовокупольная, одноапсидная, пятиглавая церковь, сложенная из красного кирпича на растворе из молока и яиц, заворожила людей. У глав - граненое шатровое завершение, увенчанное луковичными маковками на граненых же шейках. На угловых башнях - колокольни. Динамичность цельного образа храма, возведенного по проекту Нельсона Гирста, — в повторяющемся мотиве главной дуги закомар, арок колоколен, с одной стороны, и в вертикальной ориентации пилястр, продолговатых оконных проемов, заостренных кокошников, профилей шатров - с другой.
    Наконец раздался торжественный, мелодичный звон большого колокола. Он возвестил о начале святого действа...
    Праздник длился три дня. До нового века, до разгула атеизма, было еще далеко...

далее ...

Hosted by uCoz